5 октября 2019 г.

Зацепило

Я веду блог на русском языке, потому что ориентирован он на русскоязычную аудиторию. А ещё потому, что мне не хочется терять язык и связь с русской культурой. Но в реальной жизни я давно уже американка. И говорю, и даже сны вижу на английском. И бытиё меня больше интересует американское, и книги читаю американские, и кино я смотрю американское. Се ля ви :)

Листая тут как-то в ночи – а телик у меня исправно заменяет средство от бессонницы – список фильмов и мини-сериалов, я вдруг зацепилась взглядом за название: “Chernobyl”.

Надо сказать, что ни российские фильмы, ни американские фильмы на русскую тематику я не смотрю.  Первые – потому что современное российское кино не вызывает у меня никакого интереса, не моё это. А вторые – потому что клюквы много, и мне, знающей реалии не понаслышке, это мешает воспринимать картину всерьёз. 

А вот русскоязычные блоги я почитываю регулярно. Так что в памяти тут же всплыло, что совсем недавно в интернете прошёл вал постов о сериале «Чернобыль». Я их, правда, читать не стала, по указанной выше причине. А тут думаю, глянуть что ли фильм, раз уж его так активно обсуждали. Пять серий это всё же не 555 :)

Посмотрела. И могу сказать, что впервые вижу такое скрупулёзное внимание к деталям при воспроизведении чужой реальности. И в обстановке, и в образах, и манере поведения героев всё очень убедительно и точно до мелочей.  Просто браво и режиссёру, и актёрам!

Что касается документальной точности, то, насколько могу судить по общедоступным источникам, некоторые расхождения с фактами есть, но их немного, и они совершенно не принципиальны и как художественный приём абсолютно оправданы. Вообще же фильм снят с большим уважением к памяти участников событий и жертв катастрофы.
  
Не пожалела, что посмотрела. Но послевкусие у меня осталось тяжёлое: до чего всё же это тотальное российское враньё отвратительно. Всегда так было и до сих пор - только бы всё шито-крыто! В России ложь - просто национальная идея ((( И даже такие трагедии, судя по тому, что после недавнего взрыва в Северодвинске врачей опять не предупредили о возможном радиоактивном заражении, ничему не научили.

А вы видели этот фильм?

10 комментариев:

  1. Видели. ;) самое интересное, что всегда найдётся человек, который это враньё оправдает. Увы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж что-что, а врать ума не надо. А оправдывать себя легко и приятно. Намного приятней, чем судить.

      Удалить
  2. Нет, не смотрела.
    Что-то послевкусие меня настораживает: не хочу себе настроение портить:)
    Или стОит?...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, Светлана, насчёт портить ли себе настроение, это уж пусть каждый решает сам.
      Я, как уже написала, не пожалела, что посмотрела. Это как отдать дань памяти тем, кто уберёг и Россию, и Европу от ещё более масштабной трагедии. Всё могло бы кончиться гораздо хуже.
      Когда Чернобыль случился, я читала всё, что публиковалось толкового: свидетельства очевидцев, мнения учёных да и живые участники мне попадались иногда те, кого посылали в командировки, те, кто жили в Киеве. Со временем многое забылось. А кое-что, например, личность члена Политбюро Щербины, его роль в ликвидации последствий аварии, вообще как-то ускользнуло от меня. После просмотра почитала о нём.

      Удалить
  3. Таня10/07/2019

    Добрый день,Алина! Когда случился Чернобыль, так мало говорили об этом, где-то рядом фоном шло, что да, авария, но ничего страшного. Я была совсем глупа, хотя уже немаленькая. В том году я ездила по комсомольской турпутевке в Чехословакию через Киев, гуляли по Киеву и в ясный солнечный день все тротуары в центре были мокрые. Пригляделась - вдоль дорожек, ступенек везде проложены трубы с дырочками и из них постоянно текла вода, чтобы не было пыли. Помню ноги совсем мокрые были.
    На обратном пути все брали в Киеве масло сливочное с собой, я помню, что побоялась, даже говорила: может не стоит покупать" - надо мной посмеялись, помню. Вот как-то так относились.
    Муж моей сотрудницы был ликвидатором, посылали добровольно-принудительно через вызов в военкомат. Приехал, купил жене золотые сережки. Но, слава богу, жив-здоров. Ничего не рассказывал.
    Сериал боюсь смотреть, слышала отзывы. Слишком впечатлительная, могу потом долго не спать ночами.
    Но смотреть надо, Вы правы, в память о тех, кто рисковал собой.
    Русское кино и здесь мало смотрят, в кинотеатрах на российское кино вообще не ходят, но сериалы, наверно, смотрят. Среди моих знакомых никто не смотрит, только комедийные если. В основном смотрят иностранное кино.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, по Киеву к тому времени уже пробежал, поднимая ту самую пыль, спортивный марафон.
      Ужасно, что от страны скрывали, как могли. Если бы информировали людей, одновременно интсруктируя, что можно предпринять для своей защиты, то многих можно было бы защитить, минимизировать заражение и т.д. Вот я бы, например, не попёрлась с ребёнком в то самое время в Смоленск, который, как потом оказолось, тоже зацепило краем радиоактивного облака. И многие, многие люди изменили бы какие-то свои планы, своё поведение, зная что к чему.

      Удалить
  4. Да, мои друзья французы говорили об этм фильме. Но мне совсем не хочется делать это. Слишком тяюело и безыскходно. У французов вранья не меньше. Когда я только приехала сюда, я ещё верила в демократию, свободу слова и пр. И постепенно, а особенно в связи с последними событиями - движением жёлтых жилетов и пр, я поняла, касколько асё коррумпировано, насколько всё прогнило сверху до низу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, почему же безысходно? Было признано, что реактор РБМК-1000 имел целый ряд конструктивных недостатков, его эксплуатация нарушала международные правила ядерной безопасности. После аварии в конструкцию реактора были внесены изменения.

      Были внесены изменения в Законодательство CCCР и потом России о том, что сведения об экологии, чрезвычайных ситуациях и т.п. не могут считаться секретными.

      За сокрытие информации об обстоятельствах, представляющих опасность для жизни и здоровья дюдей, предусмотрены различные формы наказания (штрафы, лишение свободы, запрет на ведение профессиональной деятельности или на занятие определённых должностей и т.д.) Ну, и так далее.

      То что в России законы работают весьма избирательно и своеобразно, это уже другой вопрос.

      Не поняла связь между фильмом о Чернобыльской аварии и демонстрации жёлтых жилетов во Франции :) Скажу лишь, что информацией о том, что там у вас во Франции прогнило, я не владею, поэтому обсуждать этот вопрос не готова.

      Что касается демократии, в которую вы потеряли веру :), то скажу так. Я считаю, нет в этом мире ничего идеального. Но в том, что самая неидеальная демократическая система намного лучше, чем любой авторитарный режим, я лично глубоко убеждена. Хотя бы потому, что в демократических странах есть децентрализация и смена власти, работает система сдержек и противовесов. Ну, да, неплохо было бы обеспечить, прежде всего, экономическое равенство. Но это уже из области идеалистических мечтаний, на мой взгялд. Впрочем, бороться против концентрации богатства и власти в руках немногих не возбраняется. И в условиях демократии это делать намного легче, чем в условиях криминального феодализма, например :)

      Удалить
  5. Фильм не видела.
    О том, что в России мало что изменилось, я согласна, вот разве что дали людям небольшую свободу в предпринимательстве, а заодно и возможность выехать за кордон, чтобы спустить часть приобретённых средств в результате оживившейся экономики.
    Остальное крепко держится за основы, на которых стоял совок, а там ложь на лжи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, фильм очень достойный просмотра.

      Удалить