12 августа 2019 г.

Гортензиевый эстетизм

Фиолетовое солнце. Красиво, правда? Так называют гортензию в Японии.



Но на меня мои гортензии неизменно навевают ассоциации с эпохой “конца века” (Fin de siècle)  и некоторым декадансом.

Особенно нравится вот это:

"... и, как в старинной голубой бумаге,
в них есть лиловость, серость, желтизна.

Как детский фартук сношенный, любимый, —
застирана и выцвела она; —
Как этой жизни краткость ощутима!

Но вот голубизною обновленной
соцветий жизнь опять воскрешена,
и синь сияет пред листвой зеленой."

Это Рильке, “Голубая гортензия”. У него ещё есть стихи о розовой гортензии, но мне именно эти строки легли на душу. Потому что в этом стихотворении удивительно точно описан сложный, меняющийся цвет гортензий. Именно такая палитра в моём саду!

Вот взгляните:

Точно: "застирана и выцвела"!

А вот и "синь обновления" перед "листвой зелёной"!


Пока соцветия молодые, сочные, у меня рука не поднимается срезать их на букеты. Поэтому в вазах – почти исключительно  “лиловость, серость, желтизна”.  Желтизна, то бишь лимонная гортензия, ещё, правда, в цвет не вошла. Она у меня ближе к осени цветёт. Но всё остальное в наличии:








И, надо признаться, весь этот декаданс - это очень моё, очень мне по душе!

Поэтому не откажу себе в удовольствии ещё и Набокова процитировать в качестве заключительного аккорда :)  
     "Глаза прикрою - и мгновенно,
     весь легкий, звонкий весь, стою
     опять в гостиной незабвенной,
     в усадьбе, у себя, в раю.
     И вот из зеркала косого
     под лепетанье хрусталей
     глядят фарфоровые совы -
     пенаты юности моей.
     И вот, над полками, гортензий
     легчайшая голубизна,
     и солнца луч, как Божий вензель,
     на венском стуле, у окна.
     По потолку гудит досада
     двух заплутавшихся шмелей,
     и веет свежестью из сада,
     из глубины густых аллей,
     неизъяснимой веет смесью
     еловой, липовой, грибной:
     там, по сырому пестролесью,
     - свист, щебетанье, гам цветной!
     А дальше - сон речных извилин
     и сенокоса тонкий мед.
     Стой, стой, виденье! Но бессилен
     мой детский возглас. Жизнь идет,
     с размаху небеса ломая,
     идет... ах, если бы навек
     остаться так, не разжимая
     росистых и блаженных век!"

Ну, разве не прелесть?


12 комментариев:

  1. Прелесть! Настоящая прелесть!

    ОтветитьУдалить
  2. А у нас впервые за все эти годы, что тут живём, олени об’ели все листья у гортензии, а цветы не тронули. Этот год в саду какой-то совсем удручающий :-(
    И многолетнюю ромашку с’ели под корень, хотя она терпкая и на запах и на вкус

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я поражена! Лето ведь, почему они цветы жрут?
      Это лето странно неудачное для сада. Вроде, и погода неплохая - солнца в достатке, дождей тоже, но почему-то растёт всё не так буйно, как обычно. Ещё у нас появились Japanese Beetles ((( Никогда не было никакой заразы, и вот такая напасть. Химию применять не хочется, мы же на скважине. Проблема-с

      Удалить
  3. Алина, всё прелестно, начиная с названия поста, гортензиевый эстетизм. Ваши гортензии в таких изящных сосудах- красиво, изысканно. И, конечно, меня порадовали стихи Р.М.Рильке(давно не читала), В.Набокова : "И солнца луч, как Божий вензель..."- прекрасный заключительный аккорд. Алина, спасибо!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я знала, что вам понравится :)

      Удалить
    2. Алина, приветственно машу рукой:)

      Удалить
  4. Гортензии прекрасные, действительно, декаданс и винтаж. А что это - японские жуки (я правильно перевела?). Не представляю, как бороться с жуками без химикатов: ставить биоловушки или собирать руками?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, да, японский хрущик. И что с этим хрущиком делать пока не понятно :)

      Удалить
  5. Даже не знаю, кем больше восхититься... Природой - с её удивительными цветами... Поэтами - с их музыкальными стихами... Или автором этого поста - с её фотографиями, подбором стихов .. и ВАЩЕ..)
    Очень всё настроенческое)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я рада, что все мы тут такие... такие восхитительные :)))
      И спасибо, что разделяете мои настроения!

      Удалить
  6. Ответы
    1. Надя, это я ещё не показала, как у меня "свеклА заколосилась"!!!

      Удалить