19 октября 2019 г.

Травма на всю жизнь

Мы все родом из детства.  Жили-были мама, папа и ребёнок.  А потом папа ушёл в другую семью.  Дети по-разному переживают это событие.

  
Самое лучшее, что могут сделать родители, это сохранить ради ребёнка цивилизованные отношения. Объяснить ему, что несмотря на то, что мама с папой решили жить отдельно, они по-прежнему оба его любят, оба есть и всегда будут в его жизни.  И дальше растить ребёнка сообща, не втягивая его в свои разборки. В таких ситуациях травматические последствия развода (а они всё равно имеют место!) быстро сглаживаются, и  ребёнок растёт, не испытывая каких-либо комплексов по этому поводу.

Но такое идеальное развитие сюжета в жизни складывается не всегда. И тогда ребёнок чувствует себя брошенным. Его мучает вопрос: “ПОЧЕМУ от нас ушёл папа (или, что намного реже, ушла мама) ?” И независимо от ответа взрослых, ребёнок часто переносит вину за случившееся на себя: я что-то сделал не так, я оказался недостаточно хорош. Происходить это может неосознанно. И всю оставшуюся жизнь такой травмированный ребёнок, сам того не осознавая, доказывает окружающим (а на смом деле папе и себе) свою “хорошесть”. Ему очень важно, чтобы его хвалили, им восхищались.

А дальше всё зависит от человека и его жизненных обстоятельств. При благополучном развитии сюжета, в таком стремлении быть лучшим нет ничего плохого – человек разивает в себе самые положительные личностные качества, стремится к знаниям, добивается успехов в той или иной профессиональной деятельности, создаёт крепкую семью.

Но гораздо чаще всё складывается не так идеально. Брошенный ребёнк начинает не только стремиться к лучшему, но и ревностно отслеживать успехи других, завидовать, особенно своим сверстникам из полных семей. А соревновательность у него приобретает болезненные формы - ему недостаточно своих успехов, ему обязательно нужно обесценить успехи других. 

Самый главный “успех” в его порушенном детском мире - полная семья. Поэтому нужно уверить себя в том, что семьи более удачливых в этом плане сверстников не так уж и хороши - папа подкаблучник / мама истеричка. Если кто-то в классе справляется с математикой не хуже него – обязательно отметит: так ему папа/мама помогает, а я всё сам, всё сам! Ну, и дальше по жизни с той же песней. Кто-то защитил диссертацию, получил более высокую степень? Ни за что не признает, что у самого просто кишка оказалась тонка совмещать семью, детей, работу и учёбу. Зато начнёт разглагольствовать о том, что среди этих, со степенями-то, сколько дураков, которые пролезли в академики окольными путями, и диссертации их из пальца высосаны! А ему эти степени просто ни к чему, другие интересы! У кого-то вилла в Ницце? Да чего там хорошего-то?! Жарища да светская толкотня! А у вас что? Так у меня получше будет! И т.д., и т.п. 

И это очень-очень грустно.  Потому что это злые слёзы обиженного ребёнка. Хочется обнять такого взрослого малыша и утешить: “Да хороший ты, хороший! Лучше всех! Расслабься уже!”

Но, к сожалению, душевные травмы, особенно полученные в детстве, так просто не лечатся.


P.S. Ничего личного. Просто жизненные наблюдения по случаю.




15 комментариев:

  1. Что ни человек, так своя история, и свои корни проблем. Хотя дети разведённых родителей действительно обиженные, но в основной своей массе они не намного отличаются от тех, где родители провели жизнь под одной крышей. Там ведь тоже такое бывает, что ой-ей-ей...
    Подведём черту: весь мир сумасшедший!
    А я, кстати, подписалась на Facebook-e на «Психиатрическая лечебница», https://www.facebook.com/bedlamseoma/
    Ловлю кайф каждое утро :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, "Being normal is not necessarily a virtue. It rather denotes a lack of courage." (c)
      У мееня нет ни фейсбука, ни других аккаунтов, даже в ЖЖ я не могу войти, потому что ходила туда с g+, а его ликвилировали :)
      Но твою "Психиатрическую лечебницу" сохранила в закладках и иногда почитываю :)

      Удалить
    2. Я некоторые жж почитываю, имея их links у себя на блоге, но не комментирую там, потому что люди, пишущие там, привыкли читать «ленту», а мои посты из blogspot к ним не попадают.
      Там интересных блогов было много, потом многие перебежали в Facebook, с у меня совершенно пустой account есть, вот я и продолжаю их там читать...

      Удалить
  2. Я тут подумала-подумала и надумала, что прожить без травм вообще не удаётся никому. Одни как-то выбираются сами, других выручает любовь и забота близких, третьим повезет, и им повстречается чужой человек, который поможет им перескочить в другое измерение жизни. Но многим просто нравится копаться в поисках причин отсутствия денег,успеха, любви, семьи, карьеры и оправдывать своё бездействие и топтаться на месте всю жизнь, и тут любая ерунда подходит, чтобы на неё ссылаться и ею об’яснять своё отсутствие везения в жизни.
    Может дело в пониженной энергетике больше, а?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, я не психолог. Но то, что данный конкретный индивид, у которого, в принципе, жизнь удалась, склонен к крючкотворству, мелочным придиркам к окружающим по любому поводу, и очень агрессивно реагирует на критику, если кто-то усомнился в правильности высказанного им мнения, это факт. И мне просто удивительно, что взрослый человек тратит столько своего времени и энергии на такую ерунду.

      Удалить
    2. Люди вообще не любят критику, а если кто почувствительнее, так и просто могут возненавидеть за намёк на критику :-((
      Это да...

      Удалить
    3. Критику никто особо не жалует, куда приятней, чтобы хвалили да соглашались. А ты, знай себе раскланивайся: спасибо большое! спасибо огромное!
      А кто не восхищён, тот просто дурак :)

      Удалить
    4. "А кто не восхищён, тот просто дурак" возьму на заметку. ;)

      Удалить
    5. Надя, с тебя комиссия - перчислим автору интеллектуальной собственности :)

      Удалить
  3. Как ребёнок разведённых родителей, не могу удержаться от своих пяти копеек. :)

    Мои родители развелись в девяностые, когда разводились все и вся. Мне было на тот момент 10 лет. Травмы не было вообще никакой. И совершенно нормальные отношения с папиной новой пассией (она уже была до развода, лет пять как, и я с ней была знакома). И винить себя за развод родителей... даже с моей богатой фантазией такое в голову не пришло. :) Но я была абсолютной папиной дочкой, после развода ничего не поменялось в моей жизни.

    И мои родители сами не устраивали из развода драму. А если и устраивали, то мне не показывали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Твой вариант #1 - папа никуда не делся, ты не чувствовала себя брошенной.

      Удалить
  4. Алина, из личного. Я писала об этом в своём блоге, маленькая цитата :

    Было время, когда болезнь свалила меня с ног, помимо физической боли, была душевная. Оказывается, в заявлении о разводе можно указать:"Из-за болезни супруги дальнейшую совместную жизнь считаю невозможной!" С юридической точки зрения-самый веский аргумент. Нет уже на свете человека, написавшего причину...невозможной жизни со мной. Бог простил, и я прощаю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, как написала в комментарии выше другая Ирина (river_pebble), прожить жизнь без травм не удётся никому. И шрамы остаются всегда. Просто иногда они едва заметны, а иногда оставляют уродливые рубцы. Большинство людей рано или поздно справляется со своими обидами и прощает. Это очень разумно, очень по-человечески.
      Но травмы, полученные в детстве, это всё же иное. Они оказывают влияние на формирование характера человека, независимо от того, простит он потом во взрослом возрасте родителя или нет. Это, действительно, грустно наблюдать.

      Удалить
    2. Алина, и такой пример есть, к сожалению(((

      Удалить
    3. Ирина, да! И не один.

      Удалить