19 июня 2018 г.

А что там в Америке?, или Ещё раз о повышении пенсионного возраста

Я знала, знала, что, постоянно оплёвывая «бездуховный мир чистогана», российские чиновники-лицемеры непременно уцепятся за тот факт, что в США планка для официального выхода на пенсию установлена в 67лет :)

И хотя меня эта тема не очень вдохновляет (я как-то больше по цветочкам, интерьерам, интересностям окружающего мира, психолгии, в конце концов :) ), но опять не сочту за труд, расскажу, «а как у них», точнее у нас :) :


Но для начала, думаю, будет не лишним напомнить кое-что о российских реалиях.

Так вот вот, друзья, не знаю, очевидно для вас или нет, но я, сравнивая с Америкой, ясно вижу, что столь низкий порог пенсионного возраста в России (55-60лет) - это, по сути, своеобразное социальное пособие (то, что в Америке называется welfare). Такое скрытое пособие по безработице, по физической немощи, что особенно актуально для людей пожилых.

Дело в том, что в "бездуховной" Америке, на самом деле, очень мощная система социальной поддержки для всех категорий граждан, оказавшихся по каким-либо причинам в трудной жизненной ситуации. Буквально для каждого гражданина. 

В России этого просто нет. И не стоит здесь поминать смешные 5000 рубчиков, которые вы можете поиметь, если очень постараетесь, в случае потери работы. Реально прожить на эти деньги нельзя.  (Впрочем, как утверждают люди из российской глубинки, – можно! У некоторых там зарплата(!) такая. «И ничо, с голоду никто не умер». )   И это я указала ещё максимальную сумму, на самом деле чаще выдают тысячи две, не больше, а минимальный размер пособия аж... 850(!) рублей.  В общем, можете себе ни в чём не отказывать: заплатите за жильё, за транспорт, за еду, детишкам, опять же на молочишко выделите, какие там у вас ещё нужды? лекарства? так оттуда же, из этих 850руб. и возьмите, а одежду старую донашивайте! 

В США же кроме государственной поддержки действует ещё и тьма-тьмущая благотворительных организаций, всяких там «Армий спасения», "Миссий спасения" и иже с ними.
  
Так вот прежде чем оставлять пожилых людей, чьё здоровье угасает, а проблема с трудоустройстом обостряется, без пенсий, в нормальной стране предусмотрели бы соответсвующие меры социальной поддержки. Или пусть те, кто не сдюжит, подыхают под забором? Ну, ОК, это "высокодуховно", спорить не стану.

Но вернёмся к пенсиям. Пенсионная система США, как и система медицинского страхования, очень сложная. Расписывать тут все нюансы – это надо костьми лечь. Я не настолько одержима :)  Поэтому обобщу очень-очень коротенечко. 

Пенсия в США состоит из двух частей – государственное пособие + то, что накопил в разных вариантах сам работник.

Да, возраст выхода на пенсию с максимальным размером – 67лет. НО! 

1) На пенсию можно уйти в любом возрасте. Просто государственное пособие вам начнут платить не раньше 62 лет и меньшего размера, чем если бы вы вышли в 67. А накопительную часть, в случае если вы начнёте тратить её раньше 60 лет, обложат налогом. Разумно? По-моему, - очень. Каждый расставляет приоритеты сам – либо посвободнее с деньгами, либо посвободнее со временем. Все люди разные, и жизненные обстоятельства тоже складываются у всех по-разному. Возможность выбора - одна из составляющих частей СВОБОДЫ.

2) Медицинское страхование по старости начинается для всех без исключения с 65лет.

3) Если серьёзные проблемы со здоровьем возникли раньше – предусмотрено пособие по нетрудоспособности (опять же, на которое можно жить, а не сохранять признаки жизни)

4)   Женщины-домохозяйки  (поддержание домашнего очага, воспитание детей не считается в Америке "дармоедством"),  достигнув пенсионного возраста (67 лет) начинают получать пенсию 50% от того, что заработал муж.  В случае кончины супруга - в полном размере


Вот, примерно, так.  

Не думаю, что российским чиновникам, которые взялись за пенсионную реформу, это неизвестно. 



P.S.  В качестве дополнения к ответу на комментарий Марины: о том, какие проблемы и в какой степени на самом деле волнуют американцев я уже как-то писала, даже приводила статистику (см. Очерки об Америке, гл.2)

А это свежие данные. Как видите, ни пенсии, ни пособия среди острых проблем не фигурируют.


13 комментариев:

  1. Алина, интересно было прочитать Ваш пост. Все это замечательно. Но у меня такое ощущение, что Вы либо лукавите, либо далеки от американского народа, как декабристы в свое время от русского. Если описывать российскую пенсионную систему так, как Вы описали американскую, все будет выглядеть так же замечательно и гладко.
    Не буду даже спорить, Соединенные Штаты - страна более богатая, чем Россия. Да, система соцобеспечения построена гораздо лучше. Но вот со словами "буквально для каждого гражданина" я бы поспорила. Не для каждого, и даже не пытайтесь спорить. Видите ли, сейчас мы имеем возможность смотреть очень много американских фильмов и делать определенные выводы из просмотренного. Даже невинные сериалы, например "Анатомия страсти", вскрывают огромные бреши в идеальной социальной системе, это и проблемы в получении образования, проблемы мигрантов, проблемы высокой преступности среди "цветного" населения, и еще некоторые моральные аспекты, которые пугают русского человека. Бездомные больше не ночуют под Бруклинским мостом?
    Да, мы недовольны сложившейся ситуацией, да, мы ездим по миру и видим, что в других странах есть чему нам поучиться, да, случился кризис. И случился этот кризис в России благодаря общемировому кризису. Но еще мы видим насколько лучше мы стали жить, чем двадцать, десять и даже пять лет назад. Кстати, у моей 88-летней свекрови пенсия - 90% от моей зарплаты. А моя пенсия будет, скорее всего, только 50% от моей зарплаты.
    Нельзя сравнивать несопоставимое. Что лучше - банан или яблоко?
    Не обижайтесь, Алина, на мои злые слова. Может быть из-за океана видится все не так ясно, а может быть, я неисправимая оптимистка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я люблю полемику :) Мне интересно спорить с умными людьми. Только дураки вопринимают критику в свой адрес как повод для обиды и разрыва отношений. Для меня это просто другая точка зрения, и, если мне приводят убедительные аргументы, я я могу и "убедиться" :)

      Не берусь спорить только в двух случаях: а) если я вижу, что человек недотягивает по уровню (не из пренебрежения к нему, а просто очень уж многое придётся поднимать "от морковкиного заговенья", всё же у меня нет желания тратить СТОЛЬКО времени на убеждение интернетного фантома в том, что мне очевидно)
      б) если я вижу, что наши с оппонетом жизненные позиции диаметрально противоположны (в этом случае, всё равно каждый останется при своём, так к чему тратить время?)

      С вами поспорю с удовольствием. Пока не устану :)

      Во-первых, фильмы и жизнь - две большие разницы. Особенно фильмы голливудские. К тому же, есть такая вещь, как художественное преувеличение. Именно для того, чтобы привлечь внимание общества к какой-то проблеме, её обостряют, подают в гипертрофированном виде.

      Во-вторых, я нигде и никогда не писала, что в Америке нет проблем.

      Вы перечислили некоторые проблемы, по которым я бы тоже могла рассказать много чего, что было бы интересно русскому человеку, которого почему-то больше пугают именно американские проблемы, а не свои собственные :) (кстати, почему?) Но это долгая история, и мне элементарно лень писать о том, что для меня лично ну, никак не пугает. Потому что, в отличие от России, о проблемах здесь не боятся говорить. В обществе по любой из них идёт открытая дискуссия, в Конгрессе - борьба множества позиций, из которой рано или поздно появляются нормальные решения.

      Всё, что я написала о пособиях по безработице и пенсиях в США - чистой воды правда. Какое тут может быть лукваство? Эти правила распространяюется именно на каждого гражданина. Написала это я не из злобных побуждений потыкать носом бывших компатриотов, а просто так, для информации, мне показалось, это будет интересным. Возможно опять пережала с сарказмом при подаче материала, но это моя слабость - люблю острое словцо и подначку оппонента (пусть даже воображаемого), есть такой грешок :) Ну, тут уж мой блог - мои правила :)

      И напрасно вам кажется, что я далека от народа. Мы самый что ни на есть средний класс Америки, причём его нижняя прослойка. Я знаю (не понаслышке), как живёт тут бухгалтер, медсёстра, парикмахер, работник автосервиса, полицейский, бывший военнослужащий, владелец мелкого бизнеса, инвалид, вдова, пенсионерка-домохозяйка и т.д. С теми, кто поколениями сидит на госпособиях, близко не знакома, это так. Но знаю об их житье-бытье всё же больше, чем любой россиянин.

      Я знаю, что сравнение с западным благополучием для россиян болезненное, и стараюсь не особо циклиться на этом в блоге. Но совсем уйти от этого не могу - я РУССКАЯ АМЕРИКАНКА :)

      Удалить
    2. Марина, не поленилась, зашла в ваш блог. И там вы вещаете про то, как трудолюбивые пенсионеры рвутся в бой, а "халявщики" мечтают о пенсии. У вас совесть есть? Или вы не слышали про литейный цех, шахты и другой тяжёлый физически труд? Если не слышали, советую прямо завтра устроиться туда и тогда рассказывать про то, какой вы трудоголик.

      Удалить
  2. Ого..какая жаркая дискуссия завязалась;)
    Алина, очень интересно!
    Заказываю ещё что-нибудь такое из жизни-быта американцев. Правда интересно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я там ссылки в конце текста вставила - можно глянуть статистику. Для интереса :)

      Удалить
  3. Смешно равняться в России на Европу или Америку, когда такая разница в продолжительности жизни.

    Мужики точно сразу в гроб, если вообще до пенсии доживут. Нет, чиновники-то точно доживут до своих повышенных пенсий, а работяги будут дохнуть. Гармония по-русски.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, да об этом, вообще, даже упоминать нет надобности. Я знаю, как честно и наизнос вкалывают многие молодые мужчины, и с какими трудностями им приходится иметь дело, какие у них перспективы, если нет нужного родственничка для промоушна. Мне их жаль всем сердцем.

      Сложно что-то объянять, ведь разницу в КАЧЕСТВЕ жизни можно только прочувствовать на собственной шкуре, а такая возможность, сама понимаешь, есть только у тех, кто пожил и поработал и там, и там.

      Удалить
    2. Ой, а моя любимая штука с родины: когда у кого-то есть нужный родственник, а человек утверждает, что он сам такой классный. :)))

      2 недели назад вернулась после месяца в Беларуси, очень всё свежо, и меня легко задеть такими темами. Прошу не серчать, если я чего лишнего говорю. ;)

      Удалить
    3. Меня можно рассердить только одним способом - рассказать, как плохо обстоят дела с духовностью у индивидуалистов :)))

      Удалить
  4. Не буду писать о том, что не знаю точно, о размерах пенсии там и там. Но вот я вернулась всего три недели назад из Америки. И какая же очевидная разница в стариках у нас и у вас! Я уже два года как пенсионерка, муж тоже с 45 лет на пенсии, инфарктник. На жизнь нам хватает. но вот без помощи детей вряд ли смогли бы куда поехать. А в Америке на отдыхе в горах, в отеле, в кафе-ресторанах, или в Л-А на пирсе видела много людей, на вид старше меня намного, просто отдыхающих, прогуливающихся, на колясках, с ограниченными возможностями и пр. Смогу ли я на свою пенсию просто поужинать в ресторане? На сколько ее хватит? Максимум два -три раза. Няня моих внуков (более 70 лет) подрабатывает в университете, так как у них еще кредит за дом. Еще к ней привозят (не каждый день) деток, она с ними занимается и получает не малые по нашим меркам деньги. Я в своем городе, инженер-связист по специальности, могу рассчитывать только на должность технички, да состояние здоровья не позволяет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо за отклик! Ошибкой было бы думать, что у американских пенсионеров нет проблем. Есть, конечно, но у каждого - свои. Люди относятся к жизни по-разному, у всех разные возможности и т.д. И в Америке к этому относятся без осуждений. Твоя жизнь - твой выбор.

      Многие, например, вообще, в накопительную часть не отчисляют, расчитывая, что все раходы в старости им покроет государство. На одну лишь государственную пенсию жить можно очень скромно. Но - можно. И даже без огорода не пропадёшь :)

      Медицинская страховка по старости покрывает не все расходы. Стоматологию, например, - нет. Для этого обычно берут ещё дополнительную. А кто-то предпочитает без страховки, из кармана расплачиваться по факту. И это нормально. Но есть риск, что если понадобится сделать что-то срочно и много, может не хватить в кармане-то ;) Стоматология тут дорогая. Кто-то возьмёт кредит, кто-то потом устроится подработать и т.д.

      Всё намного человечнее устроено, это факт. Здесь одинокого или проживающего самостоятельно человека даже из больницы не выпишут, не убедившись, что ему будет обеспечена помощь. Вникают во всё, даже спрашивают, сколько в доме (у крыльца) ступенек (чтобы оценить, сможет старичок своим жильём пользоваться или нужно думать о помощи, о переселении в специальный дом для пожилых и т.д.)

      Ньансов много. Но то, о чём я написала в посте - пенсия, пособие по безработице есть у всех. В смысле, если понадобится :)

      Удалить
  5. И еще. Наши пенсионеры с приходом лета все на дачах. Не потому что отдыхают, или любят копаться в земле. Просто это большая прибавка к пенсии.

    ОтветитьУдалить