Впервые оказавшись на берегу океана,
я всеми фибрами своей впечатлительной душонки и всем своим изнеженным цивилизацией тельцем ощутила - мощь! И хотя из школьного курса географии тут же всплыло: "море - часть мирового океана", реальность красноречиво подсказывала: но, океан - это вам не море!
До встречи с океаном где я бывала? В детстве и юности - на Чёрном, Белом и Балтийском морях, во взрослой жизни - на Средиземном. Белое море запомнилось седым, Балтийское - желтовато-серым, Чёрное - зеленью бутылочного стекла, а Средиземное - яркой лазурью. Океан же поразил многоликостью.
К тому же, все перечисленные мной моря являются внутренними, то есть они глубоко вдаются в сушу и соединены с океаном лишь проливом. Океан же - это ничем не ограниченный простор, ничем не сдерживаемое буйство. Это другая экосистема.
Даже вода значительно отличается. Вода в океане более солёная и плотная, чем в большинстве морей. Почему? В моря впадают реки, разбавляя морские воды, а количество соли влияет на плотность. Кроме того, в некоторых районах сказывается влияние тающих льдов и обильных осадков. В таких районах солёность морской воды может составлять всего лишь 10%. Балтийское море, например, относится как раз к таким, и его солёность колеблется в пределах 2-15%. Солёность Чёрного моря - 18%. Солёность Атлантического океана и Карибского моря - 34-35%.
Почему водные массы разной солёности не перемешиваются? Дело в том, что ветер и волнения оказывают воздействие лишь на верхний слой воды, а глубинные течения движутся очень медленно, и перемешивание вод возможно лишь на границе водных масс. (Это я не с уроков географии вынесла, если что :), а из замечательной книги американских авторов "1001 Questions Answered about the Ocean and Oceanography")
Даже вода значительно отличается. Вода в океане более солёная и плотная, чем в большинстве морей. Почему? В моря впадают реки, разбавляя морские воды, а количество соли влияет на плотность. Кроме того, в некоторых районах сказывается влияние тающих льдов и обильных осадков. В таких районах солёность морской воды может составлять всего лишь 10%. Балтийское море, например, относится как раз к таким, и его солёность колеблется в пределах 2-15%. Солёность Чёрного моря - 18%. Солёность Атлантического океана и Карибского моря - 34-35%.
Почему водные массы разной солёности не перемешиваются? Дело в том, что ветер и волнения оказывают воздействие лишь на верхний слой воды, а глубинные течения движутся очень медленно, и перемешивание вод возможно лишь на границе водных масс. (Это я не с уроков географии вынесла, если что :), а из замечательной книги американских авторов "1001 Questions Answered about the Ocean and Oceanography")
Но самое главное отличие - характер. У океана он более сложный - прибрежные волны намного выше, чем в морях, приливы и отливы выражены ярче, часто возникают отбойные течения, на побережье почти всегда дует сильный бриз.
Вот здесь у меня очень удачные фотки типичной линии прилива Атлантического океана. Это восточное побережье Флориды.
А это зона прилива на пляже нашего нынешнего сезона, на атлантическом побережье Пуэрто-Рико:
Сонно-безмятежным океан бывает редко, чаще вот таким:
Волны не кажутся такими уж большими, но попробуйте войти в воду - дай бог на ногах устоять!
Но если преодолеть линию прибоя и не заплывать далеко, туда, где опять дыбятся белые гребни,
то купаться вполне комфортно
|
А когда над океаном нависает дождевая туча, он приобретает цвет осколка зелёного стекла, который волны обточили до матовости:
Океан коварен. Бывает, с виду - милашка, а на самом деле тихой сапой норовит уволочь вас в свою пучину. Такой эффект называется rip current - отбойное течение, быстрина, по которой нахлынувшая с приливом вода с бешеной скоростью устремляется обратно в океан, образуя мощное прибрежное течение, направленное под прямым углом от берега. Попасть в отбойную волну очень страшно! Вы изо всех сил гребёте к берегу, пытаясь выбраться, а направленный ровно в противоположную сторону сильнейший поток уносит вас всё дальше в открытый океан.
Поэтому в дни, когда отбойное течение особенно сильно, купаться запрещено, и на пляже поднимают красный флажок:
Голова - вообще, полезная штука. В той же ситуации с отбойным течением, если человеку удаётся сохранить самообладание и способность думать, он вспоминает, что надо не лихорадочно грести перпендикулярно к берегу, а некоторое время плыть параллельно ему, чтобы выбраться из потока туда, где вода поспокойней, а уж потом под острым углом приближаться к берегу. Вся загвоздка только в этом "если" :)
Ну, и в конце концов, океан просто потрясающе красив!
Алина, вот она, ваша ода(песнь!) океану! Какая мощь, красота! Вы-прекрасный рассказчик, за что вам особая благодарность) Сколько информации, куда там урокам географии в школе. Да, глядя на ваши фото, убеждаешься, что океан потрясающе красив...а какой у него разный характер! Фото просто великолепны!
ОтветитьУдалитьИрина, рада, что вам понравилось :)
УдалитьКрасиво...
ОтветитьУдалитьМысль о полезности головы смутила. И расстроила. Наверное, я не способна всегда использовать этот предмет по назначению. Например, в отбойном течении..;))
Светлана, так все сильны в теории-то :) Человек, всю жизнь проживший в достатке любит порассуждать о том, что не в деньгах счастье, тот, кто дальше собственной ванны не заплывал - как вести себя в шторм и т.д. А коснись до дела...
УдалитьЯ могу плавать часами, но! это когда ситуация под контролем. Думаю, если бы меня вдруг понесло в пучину (чур-чур-чур!!!), запаниковала бы и тоже что мочи гребла бы к берегу, а не параллельно :)
Так прекрасно же, что не хотелось учить её в школе.
ОтветитьУдалитьЗато какое радостное открытие во взрослом возрасте! ;)
А, вот, оказывается, в чём миссия школы - оставить выпускникам радость открытий во взрослой жизни :) Кстати, в этом что-то есть. В последних футуристических прогнозах говорится о том, что сейчас всё так стремительно меняется, что никто точно не может предсказать, какие навыки потребуются, когда нынешние дети вступят в профессиональную жизнь. Поэтому учить имеет смысл тому, как ориентироваться в информации, как постоянно приобретать новые знания, переучиваться, адаптироваться и... как при этом не сойти с ума :) Последнее - моя интерпретация, в исследовании было "как быть счастливым". Вот это интересный момент - обучение СЧАСТЬЮ. Некоторые, по моим впечатлениям, уже взялись преподавать уроки. Подозреваю, получится, как с географией :)
УдалитьОтобьёт охоту? Или подарит счастливые открытия в зрелом возрасте? :)
УдалитьШкольная миссия - дисциплина и муштра. Ваша школа справилась?
Всё, что насаждается и назидается, вызывает отторжение. У меня во всяком случае :)
УдалитьА потому задача школы, я бы сказала, - пробудить любопытство к жизни и познанию.
А нас, да, муштровали-муштровали да не вымуштровали :)
С огромным удовольствием смотрела фотографии. Я была заворожена океаном! Видела впервые такую массу воды, единственное море в моей жизни - Капчагайское, да и то рукотворное!
ОтветитьУдалитьА океан просто покорил, я бы часами смотрела на него, как же он красив и величествен! И в любое время суток совсем разный, то тихий, а то как налетит волна, берегись, уноси ноги!
Наталья, рада, что пробудила такие приятные воспоминания :)
Удалить