19 февраля 2019 г.

Здесь вам не тут, или Песнь об океане


А хорошо ли вы учили в школе географию, друзья?  Я, признаться, не очень.  Совковые учебники по географии были написаны таким канцелярским языком и содержание их было так тоскливо, что они напрочь отбивали всякое желание углубляться в изучение предмета.  Да ещё вела у нас географию гром-тётка, суровейшего нрава, монументальнейшего телосложения и, вообще, парторг(!) учительской организации.   В общем, не сложилось у меня в детстве с географией, хотя и вызубрила я её, по оценкам той самой географички, на отлично :) 

Возможно, именно поэтому во взрослой жизни я так тянусь к природе, так тяготею к скитаниям по городам и странам и с таким живейшим интересом исследую другие культуры - компенсирую "географический дефицит" :) 



Впервые оказавшись на берегу океана,
я всеми фибрами своей впечатлительной душонки и всем своим изнеженным цивилизацией тельцем ощутила - мощь!  И хотя из школьного курса географии тут же всплыло: "море - часть мирового океана",  реальность красноречиво подсказывала:  но, океан - это вам не море!

До встречи с океаном где я бывала?  В детстве и юности - на Чёрном, Белом и Балтийском морях, во взрослой жизни - на Средиземном.  Белое море запомнилось седым, Балтийское - желтовато-серым, Чёрное - зеленью бутылочного стекла, а Средиземное - яркой лазурью.  Океан же поразил многоликостью.

К тому же, все перечисленные мной моря являются внутренними, то есть они глубоко вдаются в сушу и соединены с океаном лишь проливом.  Океан же - это  ничем не ограниченный простор, ничем не сдерживаемое буйство.  Это другая экосистема.

Даже вода значительно отличается. Вода в океане более солёная и плотная, чем в большинстве морей. Почему? В моря впадают реки, разбавляя морские воды, а количество соли влияет на плотность. Кроме того, в некоторых районах сказывается влияние тающих льдов и обильных осадков. В таких районах солёность морской воды может составлять всего лишь 10%.  Балтийское море, например, относится как раз к таким, и его солёность колеблется в пределах 2-15%. Солёность Чёрного моря - 18%. Солёность Атлантического океана и Карибского моря - 34-35%.

Почему водные массы разной солёности не перемешиваются? Дело в том, что ветер и волнения оказывают воздействие лишь на верхний слой воды, а глубинные течения движутся очень медленно, и перемешивание вод возможно лишь на границе водных масс. (Это я не с уроков географии вынесла, если что :), а из замечательной книги американских авторов "1001 Questions Answered about the Ocean and Oceanography")

Но самое главное отличие - характер. У океана он более сложный - прибрежные волны намного выше, чем в морях, приливы и отливы выражены ярче, часто возникают отбойные течения, на побережье почти всегда дует сильный бриз.  

Вот здесь у меня очень удачные фотки типичной линии прилива Атлантического океана. Это восточное побережье Флориды.

А это зона прилива на пляже нашего нынешнего сезона, на атлантическом побережье Пуэрто-Рико:






Сонно-безмятежным океан бывает редко, чаще вот таким:

Волны не кажутся такими уж большими, но попробуйте войти в воду - дай бог на  ногах устоять!
 Но если преодолеть линию прибоя и не заплывать далеко, туда, где опять дыбятся белые гребни,
то купаться вполне комфортно

А когда над океаном нависает дождевая туча, он приобретает цвет осколка зелёного стекла, который волны обточили до матовости:



Океан коварен. Бывает, с виду - милашка, а на самом деле тихой сапой норовит уволочь вас в свою пучину. Такой эффект называется rip current - отбойное течение, быстрина, по которой нахлынувшая с приливом вода с бешеной скоростью устремляется обратно в океан, образуя мощное прибрежное течение, направленное под прямым углом от берега.  Попасть в отбойную волну очень страшно! Вы изо всех сил гребёте к берегу, пытаясь выбраться, а направленный ровно в противоположную сторону сильнейший поток уносит вас всё дальше в открытый океан. 
  
Поэтому в дни, когда отбойное течение особенно сильно, купаться запрещено, и на пляже поднимают красный флажок:


Но чаще у нас развевается жёлтый - купайтесь, но будьте бдительны и не теряйте головы.

Голова - вообще, полезная штука. В той же ситуации с отбойным течением, если человеку удаётся сохранить самообладание и способность думать, он вспоминает, что надо не лихорадочно грести перпендикулярно к берегу, а некоторое время плыть параллельно ему, чтобы выбраться из потока туда, где вода поспокойней, а уж потом под острым углом приближаться к берегу.  Вся загвоздка только в этом "если" :)


Ну, и в конце концов, океан просто потрясающе красив!














*******





10 комментариев:

  1. Алина, вот она, ваша ода(песнь!) океану! Какая мощь, красота! Вы-прекрасный рассказчик, за что вам особая благодарность) Сколько информации, куда там урокам географии в школе. Да, глядя на ваши фото, убеждаешься, что океан потрясающе красив...а какой у него разный характер! Фото просто великолепны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, рада, что вам понравилось :)

      Удалить
  2. Красиво...
    Мысль о полезности головы смутила. И расстроила. Наверное, я не способна всегда использовать этот предмет по назначению. Например, в отбойном течении..;))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, так все сильны в теории-то :) Человек, всю жизнь проживший в достатке любит порассуждать о том, что не в деньгах счастье, тот, кто дальше собственной ванны не заплывал - как вести себя в шторм и т.д. А коснись до дела...
      Я могу плавать часами, но! это когда ситуация под контролем. Думаю, если бы меня вдруг понесло в пучину (чур-чур-чур!!!), запаниковала бы и тоже что мочи гребла бы к берегу, а не параллельно :)

      Удалить
  3. Так прекрасно же, что не хотелось учить её в школе.

    Зато какое радостное открытие во взрослом возрасте! ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А, вот, оказывается, в чём миссия школы - оставить выпускникам радость открытий во взрослой жизни :) Кстати, в этом что-то есть. В последних футуристических прогнозах говорится о том, что сейчас всё так стремительно меняется, что никто точно не может предсказать, какие навыки потребуются, когда нынешние дети вступят в профессиональную жизнь. Поэтому учить имеет смысл тому, как ориентироваться в информации, как постоянно приобретать новые знания, переучиваться, адаптироваться и... как при этом не сойти с ума :) Последнее - моя интерпретация, в исследовании было "как быть счастливым". Вот это интересный момент - обучение СЧАСТЬЮ. Некоторые, по моим впечатлениям, уже взялись преподавать уроки. Подозреваю, получится, как с географией :)

      Удалить
    2. Отобьёт охоту? Или подарит счастливые открытия в зрелом возрасте? :)

      Школьная миссия - дисциплина и муштра. Ваша школа справилась?

      Удалить
    3. Всё, что насаждается и назидается, вызывает отторжение. У меня во всяком случае :)
      А потому задача школы, я бы сказала, - пробудить любопытство к жизни и познанию.
      А нас, да, муштровали-муштровали да не вымуштровали :)

      Удалить
  4. С огромным удовольствием смотрела фотографии. Я была заворожена океаном! Видела впервые такую массу воды, единственное море в моей жизни - Капчагайское, да и то рукотворное!
    А океан просто покорил, я бы часами смотрела на него, как же он красив и величествен! И в любое время суток совсем разный, то тихий, а то как налетит волна, берегись, уноси ноги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада, что пробудила такие приятные воспоминания :)

      Удалить