26 октября 2017 г.

О странности картин, или Нам не дано предугадать...

Где находит приют наша душа после окончания земного пути, как вы думаете, друзья? Про рай и ад, я в курсе :)  Мне интересны другие версии.

Вот, например, согласно античной мифологии, души героев и любимцев богов отправляются на уединённый остров, который находится посредине подземной реки Стикс (или Ахерон). Переправляет их туда лодочник Харон.

Арнольд Бёклин, "Остров мёртвых", май 1880  (первый вариант картины)
холст, масло, 111×115 см

Как и обещала в предыдущем посте, речь пойдёт о загадочных картинах немецко-швейцарского художника-символиста, основоположника сюрреализма Арнольда Бёклина (Arnold Böcklin, 1827-1901).

Не было в европейской культуре другого художника, который в начале своего творческого пути вызывал бы столько непонимания и раздражения, затем был буквально обожествлён самой широкой публикой, а по прошествии не так уж долгого времени после смерти предан почти полному забвению.

А среди всех картин, созданных Бёклином, не было более известной и мистической, чем "Остров мёртвых" (Die Toteninsel).

Начнём с того, что существует шесть вариантов картины (не копий, а именно вариантов, то есть оригиналов, которые написаны самим автором и каждый раз по-новому).

В конце XIX и начале XX в. репродукция "Острова мёртвых" Бёклина имелась в каждой добропорядочной немецкой семье.

Вы, скорей всего, удивитесь, но и в России Бёклин тоже был невероятно популярен!  Репродукция «Острова мёртвых» была непреложной деталью почти каждого интерьера, начиная от домов русской интеллигенции и творческой элиты и кончая неказистыми комнатками самых разномастных обывателей.

Ильф и Петров, которых я цитировала, прыгая по горам, даже съязвили по этому поводу в своей нетленке «Двенадцать стульев», описывая жилище  гадалки, к которой обратилась мадам Грицацуева:
"Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно".

Скорей всего речь идёт о репродукции вот с этого, третьего варианта картины:

Именно этот, третий вариант "Острова мёртвых" наиболее известен потому, что с неё графиком Максом Клингером был сделан высококачественный офорт, с которого в дальнейшем печатались многочисленные репродукции.


Второй вариант "Острова мёртвых" Бёклина  находится сейчас  в Нью-Йоркском музее "Метрополитен", где я имела счастье им любоваться не далее как во время своего прошлогоднего  "тура вдохновения". Эта картина меньше по размеру, написана на деревянной панели и выполнена в другой, более яркой цветовой гамме.  Бёклин написал её по заказу вдовы финансиста Георга фон Берна. Увидев в студии художника его "Остров мёртвых", Мария Берна, которая  в то время оплакивала мужа, попросила написать ей «картину для грез»:

Арнольд Бёклин, "Остров мёртвых",
июнь, 1880 (второй вариант картины)
Дерево, масло. 74×122 см

Четвёртый вариант картины Бёклин написал по прозаическим причинам. Многочисленное семейство художника столкнулось с серьёзными финансовыми проблемами, а «Остров мёртвых» оказался самой востребованной его работой. Четвёртую версию Беклин выполнил, используя медь и масляные краски. К сожалению, эта картина была уничтожена во время Второй мировой войны, предположительно в Берлине или Роттердаме. Осталась лишь ее черно-белая фотография.


А два года спустя, после написания четвёртой версии, Музей изобразительных искусств Лейпцига заказал Бёклину «Остров мёртвых» для своей коллекции. Так появился пятый вариант картины, который Бёклин выполнил темперой:

Arnold Böcklin - Die Toteninsel V (Museum der bildenden Künste Leipzig)
 
Шестой вариант "Острова мёртвых" создан в соавторстве с сыном Карло при минимальном участии самого Арнольда Бёклина. Эта работа малоизвестна и находится в частной коллекции.


Картина «Остров мертвых» Арнольда Бёклина стала источником вдохновения для множества других произведений искусства в живописи, скульптуре, музыке, поэзии и кинематографе.


Репродукция «Острова мёртвых» Бёклина висела над кроватью в комнате В.И. Ленина в Цюрихе:

Архивное фото из интернета.
Жаль не известно, кому принадлежала репродукция – самому вождю пролетариата или хозяевам дома.


Одну из стен Рейхсканцелярии Адольфа Гитлера в Берлине украшал оригинал (тот самый третий вариант) бёклиновской картины, который Гитлер приобрёл в 1933 г.  Сохранился кадр документальной хроники, на котором Гитлер и Молотов 12 ноября 1940 года ведут переговоры, а на заднем плане веднеется фрагмент картины «Остров мертвых»:

Фото взято отсюда
Всего в коллекции Гитлера было шестнадцать полотен Бёклина. Он его очень любил.


Бедный, бедный художник!  Ну, разве мог Бёклин подумать, когда писал свои картины, что они придутся по душе таким одиозным личностям? Но с произведениями искусства такое часто случается, ведь каждый видит в них своё, исходя из личностных особенностей и сложившейся картинки мироздания.

Вот фюрер, например,  уловил в произведениях Бёклина особый «арийский дух».  В «Острове мёртвых» ему особенно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы» (души простых смертных на Остров не попадают).

А многие искусствоведы считают, что картины Бёклина являются выражением декадентских настроений, которые царили в обществе на изломе эпох - мрачные предчувствия, неясная тоска, жадный интерес к потустороннему миру. Мне кажется, что так оно и есть. Творческие личности имеют очень тонкое восприятие и часто - дар предвидения грядущих катаклизмов.

Но всё же ближе всего мне трактовка, согласно которой художник отразил в своих картинах собственные эмоции, свой путь проживания личной трагедии.

Дело в том, что в 1877 году Бёклин потерял маленькую дочь. Её похоронили во Флоренции на английском кладбище, которое было засажено высокими кипарисами  (Кипарисы в культуре стран южной Европы символизируют скорбь).

Картину «Остров Мертвых» заказал Бёклину его почитатель и меценат Алекс Гюнтер. Закончив картину, Бёклин просто не нашёл в себе сил с ней расстаться. Первый вариант «Острова Мертвых» так и оставался с художником вплоть до его кончины.

В дальнейшем Бёклин, как я уже написала выше, вновь и вновь возвращался к этой теме, схраняя композицию, но по-новому прорабатывая сюжет, меняя технику, освещение и цветовую гамму, передавая новые оттенки настроения печали. Этот цикл картин стал своего рода художественным реквиемом, в котором чувство глубочайшей скорби, отчаяния и трагизма постепенно сменяется более спокойным чувством светлой грусти перед лицом вечности. 

Романтик и символист одновременно, Бёклин воспринимал современность сквозь призму классического наследия. Говорят, что символизм Бёклина был не книжным, не теоретическим, а прочувствованным, естественным – он так изображал предметы и стихии, что за внешней оболочкой ощущалась некая таинственная неуловимая сущность.

Творчество Арнольда Бёклина оказало огромнейшее влияние на многие умы и души как в Европе, так и в России. 

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд упоминал Арнольда Бёклина в своих лекциях, а репродукция «Острова мёртвых» украшала кабинет Фрейда в Вене. Большим поклонником Бёклина был Сальвадор Дали. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве». Воздавали хвалу художнику в своих рецензиях Игорь Грабарь, Максимилиан Волошин, Александр Бенуа  Под глубочайшим впечатлением от картины Бёклина написал симфоническую поэму «Остров мертвых» Сергей Рахманинов.  В честь художника даже был создан шрифт «Arnold Böcklin»:



И так далее, и так далее, и так далее.

Отчего же в наши дни имя Бёклина известно, в основном, лишь узкому кругу любителей искусства?  Свою чёрную роль тут сыграла злополучная репутация «любимого художника Гитлера». Фюрер включил творчество Бёклина наряду с философией Ницше и музыкальными произведениями Вагнера в культурный базис идеологии нацизма, чем подписал ни в чём не повинному художнику приговор - в послевоенный период  Бёклина отправили в глубокий и совершенно не заслуженный игнор.

И лишь в начале нынешнего века началась постепенная реабилитация художника. Вышли серьёзные искусствоведческие статьи, посвещённые творчеству Бёклина. К столетию его смерти была организована выставка, которая с большим успехом прошла в Базеле, Мюнхене и Париже.


Арнольд Бёклин, автопортрет, 1873

Вот такие непростые метаморфозы творческой судьбы выдающегося европейского художника-символиста.


*******


Почитать подробнее о творчестве Арнольда Бёклина можно здесь, посмотреть все картины в хорошем качестве - на wikiart






6 комментариев:

  1. Алина! Спасибо, очень интересно. Прочитаю подробнее о художнике.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Действительно очень интересно. О художнике ничего не слышала, понятно почему. Первый вариант "Острова мертвых", на мой взгляд, самый сильный, но я не искусствовед, поэтому...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, мне тоже кажется, что первый вариант это именно то, что чувствовал Бёклин сразу после смерти дочери, концентрация и глубина эмоций предельная.
      Художник интересный, а уж то, как общество принимало его творчество и подавно.
      Но, вообще-то, я не поклонница символизма. Мне ближе пришедший вслед за ним импрессионизм.

      Удалить
  3. Да-а...
    Сегодня делала презентацию книжных новинок, в том числе Ницше"Так сказал Заратустра". Начиталась всего... Всё смешалось: Ницше, Гитлер, Шопенгауэр, Вагнер, Горький, Достоевский, Толстой, Блок...
    Читала про Бёклина, Гитлера, Ленина и тоже подумала: бедный художник. Реабилитация художника не дошла ещё до широких масс)
    Спасибо, Алина, просветила) - и очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что было интересно.
      Вот она - сила ассоциаций: комичные жиненные ситуации навевают воспоминания о героях Ильфа и Петрова, красота горных пейзажей - стихи поэта Серебряного века, цитируюя стихи, вспоминаешь об упомянутом в них забытым всеми художнике-символисте, ну а дальнейший ход мыслей изложен в этом посте :) Надо, пожалуй, черкнуть пост о пользе ассоциаций :)))

      Удалить