Где находит приют наша душа после окончания земного пути, как вы думаете, друзья? Про рай и ад, я в курсе :) Мне интересны другие версии.
Вот, например, согласно античной мифологии, души героев и любимцев богов отправляются на уединённый остров, который находится посредине подземной реки Стикс (или Ахерон). Переправляет их туда лодочник Харон.
Вот, например, согласно античной мифологии, души героев и любимцев богов отправляются на уединённый остров, который находится посредине подземной реки Стикс (или Ахерон). Переправляет их туда лодочник Харон.
![]() |
Арнольд Бёклин, "Остров мёртвых", май 1880 (первый вариант картины) холст, масло, 111×115 см |
Как и обещала в предыдущем посте, речь пойдёт о загадочных картинах немецко-швейцарского художника-символиста, основоположника сюрреализма Арнольда Бёклина (Arnold Böcklin, 1827-1901).
Не было в европейской культуре другого художника, который в начале своего творческого пути вызывал бы столько непонимания и раздражения, затем был буквально обожествлён самой широкой публикой, а по прошествии не так уж долгого времени после смерти предан почти полному забвению.
А среди всех картин, созданных Бёклином, не было более известной и мистической, чем "Остров мёртвых" (Die Toteninsel).
Начнём с того, что существует шесть вариантов картины (не копий, а именно вариантов, то есть оригиналов, которые написаны самим автором и каждый раз по-новому).
Не было в европейской культуре другого художника, который в начале своего творческого пути вызывал бы столько непонимания и раздражения, затем был буквально обожествлён самой широкой публикой, а по прошествии не так уж долгого времени после смерти предан почти полному забвению.
А среди всех картин, созданных Бёклином, не было более известной и мистической, чем "Остров мёртвых" (Die Toteninsel).
Начнём с того, что существует шесть вариантов картины (не копий, а именно вариантов, то есть оригиналов, которые написаны самим автором и каждый раз по-новому).
В конце XIX и начале XX в. репродукция "Острова мёртвых" Бёклина имелась в каждой добропорядочной немецкой семье.
Вы, скорей всего, удивитесь, но и в России Бёклин тоже был невероятно популярен! Репродукция «Острова мёртвых» была непреложной деталью почти каждого интерьера, начиная от домов русской интеллигенции и творческой элиты и кончая неказистыми комнатками самых разномастных обывателей.
Ильф и Петров, которых я цитировала, прыгая по горам, даже съязвили по этому поводу в своей нетленке «Двенадцать стульев», описывая жилище гадалки, к которой обратилась мадам Грицацуева:
Скорей всего речь идёт о репродукции вот с этого, третьего варианта картины:
Вы, скорей всего, удивитесь, но и в России Бёклин тоже был невероятно популярен! Репродукция «Острова мёртвых» была непреложной деталью почти каждого интерьера, начиная от домов русской интеллигенции и творческой элиты и кончая неказистыми комнатками самых разномастных обывателей.
Ильф и Петров, которых я цитировала, прыгая по горам, даже съязвили по этому поводу в своей нетленке «Двенадцать стульев», описывая жилище гадалки, к которой обратилась мадам Грицацуева:
"Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно".
Скорей всего речь идёт о репродукции вот с этого, третьего варианта картины:
Второй вариант "Острова мёртвых" Бёклина находится сейчас в Нью-Йоркском музее "Метрополитен", где я имела счастье им любоваться не далее как во время своего прошлогоднего "тура вдохновения". Эта картина меньше по размеру, написана на деревянной панели и выполнена в другой, более яркой цветовой гамме. Бёклин написал её по заказу вдовы финансиста Георга фон Берна. Увидев в студии художника его "Остров мёртвых", Мария Берна, которая в то время оплакивала мужа, попросила написать ей «картину для грез»:
![]() |
Арнольд Бёклин, "Остров мёртвых", июнь, 1880 (второй вариант картины) Дерево, масло. 74×122 см |
Четвёртый вариант картины Бёклин написал по прозаическим причинам. Многочисленное семейство художника столкнулось с серьёзными финансовыми проблемами, а «Остров мёртвых» оказался самой востребованной его работой. Четвёртую версию Беклин выполнил, используя медь и масляные краски. К сожалению, эта картина была уничтожена во время Второй мировой войны, предположительно в Берлине или Роттердаме. Осталась лишь ее черно-белая фотография.
А два года спустя, после написания четвёртой версии, Музей изобразительных искусств Лейпцига заказал Бёклину «Остров мёртвых» для своей коллекции. Так появился пятый вариант картины, который Бёклин выполнил темперой:
![]() |
Arnold Böcklin - Die Toteninsel V (Museum der bildenden Künste Leipzig) |
Шестой вариант "Острова мёртвых" создан в соавторстве с сыном Карло при минимальном участии самого Арнольда Бёклина. Эта работа малоизвестна и находится в частной коллекции.
Картина «Остров мертвых» Арнольда Бёклина стала источником вдохновения для множества других произведений искусства в живописи, скульптуре, музыке, поэзии и кинематографе.
Репродукция «Острова мёртвых» Бёклина висела над кроватью в комнате В.И. Ленина в Цюрихе:
![]() |
Архивное фото из интернета. Жаль не известно, кому принадлежала репродукция – самому вождю пролетариата или хозяевам дома. |
Одну из стен Рейхсканцелярии Адольфа Гитлера в Берлине украшал оригинал (тот самый третий вариант) бёклиновской картины, который Гитлер приобрёл в 1933 г. Сохранился кадр документальной хроники, на котором Гитлер и Молотов 12 ноября 1940 года ведут переговоры, а на заднем плане веднеется фрагмент картины «Остров мертвых»:
![]() |
Фото взято отсюда |
Бедный, бедный художник! Ну, разве мог Бёклин подумать, когда писал свои картины, что они придутся по душе таким одиозным личностям? Но с произведениями искусства такое часто случается, ведь каждый видит в них своё, исходя из личностных особенностей и сложившейся картинки мироздания.
Вот фюрер, например, уловил в произведениях Бёклина особый «арийский дух». В «Острове мёртвых» ему особенно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы» (души простых смертных на Остров не попадают).
А многие искусствоведы считают, что картины Бёклина являются выражением декадентских настроений, которые царили в обществе на изломе эпох - мрачные предчувствия, неясная тоска, жадный интерес к потустороннему миру. Мне кажется, что так оно и есть. Творческие личности имеют очень тонкое восприятие и часто - дар предвидения грядущих катаклизмов.
Но всё же ближе всего мне трактовка, согласно которой художник отразил в своих картинах собственные эмоции, свой путь проживания личной трагедии.
Дело в том, что в 1877 году Бёклин потерял маленькую дочь. Её похоронили во Флоренции на английском кладбище, которое было засажено высокими кипарисами (Кипарисы в культуре стран южной Европы символизируют скорбь).
Картину «Остров Мертвых» заказал Бёклину его почитатель и меценат Алекс Гюнтер. Закончив картину, Бёклин просто не нашёл в себе сил с ней расстаться. Первый вариант «Острова Мертвых» так и оставался с художником вплоть до его кончины.
В дальнейшем Бёклин, как я уже написала выше, вновь и вновь возвращался к этой теме, схраняя композицию, но по-новому прорабатывая сюжет, меняя технику, освещение и цветовую гамму, передавая новые оттенки настроения печали. Этот цикл картин стал своего рода художественным реквиемом, в котором чувство глубочайшей скорби, отчаяния и трагизма постепенно сменяется более спокойным чувством светлой грусти перед лицом вечности.
Романтик и символист одновременно, Бёклин воспринимал современность сквозь призму классического наследия. Говорят, что символизм Бёклина был не книжным, не теоретическим, а прочувствованным, естественным – он так изображал предметы и стихии, что за внешней оболочкой ощущалась некая таинственная неуловимая сущность.
Творчество Арнольда Бёклина оказало огромнейшее влияние на многие умы и души как в Европе, так и в России.
Отец психоанализа Зигмунд Фрейд упоминал Арнольда Бёклина в своих лекциях, а репродукция «Острова мёртвых» украшала кабинет Фрейда в Вене. Большим поклонником Бёклина был Сальвадор Дали. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве». Воздавали хвалу художнику в своих рецензиях Игорь Грабарь, Максимилиан Волошин, Александр Бенуа. Под глубочайшим впечатлением от картины Бёклина написал симфоническую поэму «Остров мертвых» Сергей Рахманинов. В честь художника даже был создан шрифт «Arnold Böcklin»:
![]() |
И так далее, и так далее, и так далее.
Отчего же в наши дни имя Бёклина известно, в основном, лишь узкому кругу любителей искусства? Свою чёрную роль тут сыграла злополучная репутация «любимого художника Гитлера». Фюрер включил творчество Бёклина наряду с философией Ницше и музыкальными произведениями Вагнера в культурный базис идеологии нацизма, чем подписал ни в чём не повинному художнику приговор - в послевоенный период Бёклина отправили в глубокий и совершенно не заслуженный игнор.
И лишь в начале нынешнего века началась постепенная реабилитация художника. Вышли серьёзные искусствоведческие статьи, посвещённые творчеству Бёклина. К столетию его смерти была организована выставка, которая с большим успехом прошла в Базеле, Мюнхене и Париже.
![]() |
Арнольд Бёклин, автопортрет, 1873 |
Вот такие непростые метаморфозы творческой судьбы выдающегося европейского художника-символиста.
*******
Почитать подробнее о творчестве Арнольда Бёклина можно здесь, посмотреть все картины в хорошем качестве - на wikiart
Алина! Спасибо, очень интересно. Прочитаю подробнее о художнике.
ОтветитьУдалитьЛюдмила, всегда пожалуйста :)
УдалитьСпасибо! Действительно очень интересно. О художнике ничего не слышала, понятно почему. Первый вариант "Острова мертвых", на мой взгляд, самый сильный, но я не искусствовед, поэтому...
ОтветитьУдалитьМарина, мне тоже кажется, что первый вариант это именно то, что чувствовал Бёклин сразу после смерти дочери, концентрация и глубина эмоций предельная.
УдалитьХудожник интересный, а уж то, как общество принимало его творчество и подавно.
Но, вообще-то, я не поклонница символизма. Мне ближе пришедший вслед за ним импрессионизм.
Да-а...
ОтветитьУдалитьСегодня делала презентацию книжных новинок, в том числе Ницше"Так сказал Заратустра". Начиталась всего... Всё смешалось: Ницше, Гитлер, Шопенгауэр, Вагнер, Горький, Достоевский, Толстой, Блок...
Читала про Бёклина, Гитлера, Ленина и тоже подумала: бедный художник. Реабилитация художника не дошла ещё до широких масс)
Спасибо, Алина, просветила) - и очень интересно!
Рада, что было интересно.
УдалитьВот она - сила ассоциаций: комичные жиненные ситуации навевают воспоминания о героях Ильфа и Петрова, красота горных пейзажей - стихи поэта Серебряного века, цитируюя стихи, вспоминаешь об упомянутом в них забытым всеми художнике-символисте, ну а дальнейший ход мыслей изложен в этом посте :) Надо, пожалуй, черкнуть пост о пользе ассоциаций :)))