«– Скажите, это правду говорят, что моего Саши Черного больше уже нет? И у нее задрожала нижняя губа.
– Нет, Катя, – решился я ответить. – Умирает только тело человека, подобно тому как умирают листья на дереве. Человеческий же дух не умирает никогда. Потому-то и твой Саша Черный жив и переживет всех нас, и наших внуков, и правнуков и будет жить еще много сотен лет, ибо сделанное им сделано навеки и обвеяно чистым юмором, который – лучшая гарантия для бессмертия».
Так писал о моём любимом поэте Александр Куприн.
Довольно часто люди путают оптимизм с искусственной бодрячковостью, а юмор - с насмешничеством. Те, кто не отличает одно от другого, могут смело проходить мимо этого поста.
Тех же, кто умеет улыбнуться, обнаружив комическое в самой безвыходной ситуации, кто любит жизнь, но ненавидит пошлость, кто способен почувствовать тонкую грустинку и бесконечную любовь в жёсткой сатире и горькой иронии, от всей души приглашаю к разговору. Заходите на огонёк, друзья!
Закончу цитату Куприна о юморе и творчестве Саши Чёрного:
«Странно, до сих пор мы, образованные русские люди, всегда часто употребляющие слова: юмор, юморист, юмористичный, юмористика, не знаем их настоящего смысла. Юмор – это любимейшее и прекраснейшее детище англосаксонской расы пришло к нам вместе с произведениями Свифта, Теккерея, Шекспира, Диккенса, Марка Твена, Джерома К.-Джерома и других чудесных мастеров. Но, к сожалению, на русской, плохо обработанной и малокультурной почве юмор туго прививался и хило расцветал. ....
Что и говорить: у нас было много талантливейших писателей, составляющих нашу вечную национальную гордость, но юмор нам не давался. "От ямщика до первого поэта мы все поем уныло". Из наших предшественников обладали юмором: молодой Гоголь, здоровый еще, не помраченный Успенский, порою – Чехов, Лесков в "Соборянах", в громадной степени Лев Толстой, который им не дорожил».
«... Бог одарил Сашу Черного самым драгоценным и самым редчайшим даром, который только встречается в литературе всего мира: даром подлинного, чистого и светлого юмора».
Именно так!
Совсем недавно в посте «Читать или не читать?» я приводила высказывание Фейербаха, о том, что свои книги, мы выбираем так же, как друзей, и потом идём с ними по жизни. Так вот с Сашей Чёрным я подружилась ещё в детстве! Помните: «-Отчего шоколадки не растут на кроватке? -Отчего у птичек нет рукавичек»? Эти нежные строки тоже принадлежат Саше Чёрному! Он очень любил детей, удивительнейшим образом умел разговаривать с ними без всякого шепелявенья и сюсюканья, но на их языке, легко находил ключик к детским сердцам, и дети, как отмечают все, лично знавшие поэта, его просто обожали!
В максимализме юности мне чрезвычайно импонировали такие личностные качества Алексанра Гликберга (таково настоящее имя Саши Чёрного) как его нравственная разборчивость, прямота, гордость, то, что он ни перед кем не заискивал. Он не терпел фальши, решительно порывал с неприятными ему людьми, уходил из редакций.
Во взрослой жизни я обращаюсь к нему, как к близкому другу, способному разделить мои мысли, помочь найти ответ на тот или иной вопрос, поддержать в трудную минуту, составить компанию - в весёлую. Я часто прибегаю к его стихам, как наиболее ёмкой форме передачи моего собственного настроения, и в этом своём блоге (кому интересно, кликните в колонке справа на "стихи" или "Саша Чёрный").
Меня поражает феноменальная прозорливость этого человека. Наверное, очень тонко чувствующие люди всё же обладают неким даром предвидения. Вот судите сами:
«Дух свободы… К перестройке
Вся страна стремится,
Полицейский в грязной Мойке
Хочет утопиться.
Не топись, охранный воин,—
Воля улыбнется!
Полицейский! будь покоен,—
Старый гнет вернется…»
Это написано в 1906 году! Как удивительно точно поэт предвидит то, что будет происходить с его страной! Думаю, потому, что чувствовал её сердцем и, что немаловажно, понимал умом.
И не это ли происходит с Россией сейчас:
«...опятьУмнейший человек! Иначе и быть не могло – ведь только человек с высоким интеллектом способен на юмор умный и действительно смешной. Лучшее доказательство тому можно получить, сравнив, шутки капитана первой команды КВН студента факультета кибернетики Ереванского политеха Ары Ернджакяна с базарным стёбом популярного шоумена современности Миши Галустяна.
Мы будем спать и хныкать
И пальцем в небо тыкать» ?
Мне всегда очень важно иметь доверие к автору как к личности. Для меня огромное значение имеет не только форма и содержание произведения, но и то, что представляет собой автор как человек. Всегда стараюсь это понять. Читаю воспоминания близко знавших писателя современников, читаю между строк самих произведений. К Саше Чёрному у меня доверие абсолютное.
Согласитесь, о многом говорит, например, тот факт, что этот чем-то похожий на Чаплина, маленький, часто нескладно одетый человек с детским лицом, грустным и наивным взлядом взял и ушёл на фронт Первой мировой. И то, как любили его дети – уж их-то не проведёшь! А также тот факт, что Саша Чёрный даже на пике своей популярности остался равнодушен к славе и публичности. А главное - то, что в его даже самой желчной и хлёсткой сатире нет ни высокомерия, ни человеконенавистничества.
Саша Чёрный был одинок. Не одиночеством мизантропа или непризнанного гения: у него была жена, с которой прожил всю жизнь, были друзья (пусть немного, но были!), он, хотя своих детей иметь было не суждено, много и с удовольствием общался с детьми, у него были благодарные читатели и известность. Но был одинок тем одиночеством, на которое всегда обречен по-настоящему интеллигентный человек, остро чувствующий красоту жизни и пошлость социума.
Помните я писала о том, что для Набокова знаковым образом жизни и творчества стала бабочка? Для Саши Чёрного таким образом было солнце. И дело даже не в частотной повторяемости слова в произведениях поэта! Это опять просто какая-то мистическая связь!
С солнцем он жил:
"Солнце светит — оптимист,
Солнце скрылось — пессимист".
"Вчера играло солнце,
И море голубело,—
И дух тянулся к солнцу,
И радовалось тело.
И люди были лучше,
И мысли были сладки —
Вчера шальное солнце
Пекло во все лопатки.
Сегодня дождь и сырость…
Дрожат кусты от ветра,
И дух мой вниз катится
Быстрее барометра.
Из веры, книг и жизни,
Из мрака и сомненья
Мы строим год за годом
Свое мировоззренье…
Зачем вчера на солнце
Я выгнал вон усталость,
Заигрывал с надеждой
И верил в небывалость?
Горит закат сквозь тучи
Чахоточным румянцем.
Стою у злого моря
Циничным оборванцем.
Все тучи, тучи, тучи…
Ругаться или плакать?
О, если б чаще солнце!
О, если б реже слякоть!"
С ним он и ушёл из жизни:
5 августа 1932 года в местечке Ла Фавьер на юге Франции, где жил Саша Черный, случился пожар. Поэт помогал его тушить, а вернувшись домой, пошёл, не смотря на усталость и жару, работать у себя на участке, на самом солнцепёке. И даже голову не прикрыл! А ведь обычно носил свою излюбленную шляпу-канотье. Как результат – сердечный приступ. В лучах палящего солнца летнего Прованса сгорел так любивший солнце поэт.
Увидел вас у Андрея, думаю надо поздравить,
ОтветитьУдалитьспасибо за ответ.
Специально купил книгу "Полное собрание сочинений Саши" но увы не полное.
Если вас не затруднит и вы специалист по поиску в сети, то небольшая просьба.
На видео "Концерт для фортепиано с артистом", звучит произведение на 29.12 не могу найти источник.
Алексей отвечал что прочли в журнале "Сатирикон" причем за 1905 год, расспросить конкретней не успел, может он ошибался, если вы узнаете откуда может быть текст , буду очень благодарный.
У нас во всю Новый год . Если что извините.