Винтажная открытка-иллюстрация к легенде
о Деве тумана, из коллекции Музея истории
Ниагарского водопада
|
Мужчины любят красивых женщин – это факт. А ещё по какой-то странной причине они очень любят бросать их в «набежавшую волну». Со Стенькой Разиным всё ясно – разбойник, что с него взять. Но вот то, что подобные кровожадные сценарии пришлись весьма по вкусу вполне цивилизованным европейцам, наводит на размышления.
Вот взять, к примеру, легенду о Деве тумана, связанную с Ниагарским водопадом. Уж как коренные жители ни убеждали европейских переселенцев, путешественников и фольклористов в том, что не было, дескать, в традициях у местных индейских племён такого, чтобы приносить своих красавиц в жертву богу Хено, бросая их в бурлящий белой пеной поток Ниагары, европейцы ни в какую не хотели расставаться с версией о жестоком обряде жертвоприношения, держались её до последнего и широко растиражировали.
А меж тем, хотя индейское сказание о Деве тумана дошло до наших дней во множестве вариаций, большинство современных исследователей мифов коренных народов Северной Америки всё-таки сходятся во мнении, что девушку в жертву не приносили.
В одном варианте легенды говорится, что её каное случайно унесло течением. Согласно другим - сама бросилась, но при этом легенды разнятся в описании мотивов этого поступка: одни говорят - от горя, когда потеряла мужа, по версии других - потому что отец выдал её замуж за ненавистного старика, а она любила молодого.
Мне лично ясно лишь одно – что течение реки перед порогом Ниагары очень бурное и коварное. И, скорей всего, за всю историю им была унесена на верную гибель не одна, а добрая дюжина индейских девушек. Безутешным родственникам очень не хотелось верить в то, что их юные, родные и любимые девочки погибли, и они начинали сочинять утешительные истории о том, какими они были красивыми, отважными, добрыми и как счастливо были спасены, после того, как воды Ниагары вверзли их в свою пучину. Потом эти сказания передавались из уст в уста, обрастали разными цветистыми подробностями. .
В одном варианте легенды говорится, что её каное случайно унесло течением. Согласно другим - сама бросилась, но при этом легенды разнятся в описании мотивов этого поступка: одни говорят - от горя, когда потеряла мужа, по версии других - потому что отец выдал её замуж за ненавистного старика, а она любила молодого.
Мне лично ясно лишь одно – что течение реки перед порогом Ниагары очень бурное и коварное. И, скорей всего, за всю историю им была унесена на верную гибель не одна, а добрая дюжина индейских девушек. Безутешным родственникам очень не хотелось верить в то, что их юные, родные и любимые девочки погибли, и они начинали сочинять утешительные истории о том, какими они были красивыми, отважными, добрыми и как счастливо были спасены, после того, как воды Ниагары вверзли их в свою пучину. Потом эти сказания передавались из уст в уста, обрастали разными цветистыми подробностями. .
Наибольшее доверие (показалась мне наиболее близкой к исходному варианту) у меня вызвала легенда о Деве тумана, представленная в изложении Шлоссера на сайте americanfolklore.net (“The Maid of the Mist” - A Native American Myth Ongiaras Tribe retold by S. E. Schlosser). Вот её краткое переложение на русский в моём исполнении:
Юная красавица одного из индейских племён, живших на берегах реки Ниагары, потеряла мужа и была так безутешна, что не хотела больше жить. Однажды, погружённая в горе, тихо напевая Песню Смерти, она в отчаянии направляет своё каное прямо в бурлящий поток Ниагарского водопада.
Но Бог Грома, которого звали Хено и который жил в пещере, скрытой от людских глаз плотным занавесом низвергающихся со скалистого порога вод Ниагары, спас молодую женщину. Он подхватил её сильными руками и унёс в своё жилище, где сам Хено и его сыновья заботились о ней и врачевали её душу до тех пор, пока рана на её сердце от потери мужа не затянулась.
А потом снова пришла любовь - спасённая девушка и младший сын Хено полюбили друг друга. Они поженились, у них родился сын. Но счастье молодой индеанки омрачала разлука с родными, которые оплакивали её, будучи уверенными, что она разбилась о скалы. Ей очень хотелось хотя бы ещё один раз увидеть людей своего племени. И однажды обстоятельства сложились таким образом, что этот шанс у неё появился.
В реке объявился Гигантский Змей, замысливший отравить воды вниз по течению своим ядом, а потом пожрать всех людей, которые напьются отравленной воды и умрут. Бог Грома согласился, что людей нужно спасти и отпустил невестку предупредить их об опасности. Хено сам перенёс её через воды Ниагары прямо в индейское поселение, а когда она убедила соплеменников в том, что им нужно переселиться вверх по течению, туда, где река чиста, и оставаться там, пока опасность не минует, унёс её обратно.
Через пару дней, когда Змей не обнаружил, как надеялся, своей умерщвлённой добычи, он пришёл в ярость и ринулся на поиски ускользнувшего от него племени. Тут уж пришлось Хено вступить со Змеем в битву. Он сразил Змея, извергнув на его голову громы и метнув в него молнии. Дохлое тело гиганской змеюки, изогнувшись причудливым полукругом, перегородило русло реки у водопада, после чего воды обрушились вниз ещё более широким и мощным потоком, затопив и жилище самого Громовержца.
Но Хено успел увести всё своё семейство. Они ушли на небеса, где Бог Грома основал им новое жилище. Теперь они наблюдают оттуда за людьми на земле, а глас Громовержца Хено до сих пор эхом отдаётся в грохоте Ниагарского водопада.
Вот такая сказочка.
На самом деле, всего лишь присказка, не сказка. Решила рассказать эту индейскую легенду о Ниагарском водопаде и духе Девы Тумана, прежде чем поведу читателей на экскурсию ) Так что сказка будет впереди!
А вот так выглядел когда-то Ниагарский водопад. Абсолютно девственная природа. На последних полотнах видно уже, что цивилизация подступает )
А вот так выглядел когда-то Ниагарский водопад. Абсолютно девственная природа. На последних полотнах видно уже, что цивилизация подступает )
Robert Griffing limited edition lithograph "Thundering water-ne-ah-ga" Niagara Falls, late 1700's |
Niagara Falls From Table Rock, 1835 Samuel Finley Breese Morse |
Louise Davis Minot, Niagara Falls, 1818 |
Alvan Fisher |
Platt D. Babbitt, rare ambrotype ofNiagara Falls, circa 1857 |
Victor de Grailly (1804-1889) |
Thomas Prichard Rossiter |
Комментариев нет:
Отправить комментарий